17 фильмов, где троп «Белого спасителя» открыто высмеивается

На протяжении многих лет Голливуд часто рассказывал истории об аутсайдерах – обычно белых персонажах – которые приходили спасать нуждающиеся сообщества. Эти повествования, как правило, сосредотачивались на спасителе, а не на людях, которым он пытался помочь. В последнее время режиссёры начали бороться с этим избитым тропом, используя юмор и острую социальную критику, чтобы показать, насколько абсурдными и самовлюблёнными могут быть эти истории о ‘спасителях’. Фильмы ниже умело переворачивают это ожидание с ног на голову, предлагая сильные послания о самоопределении и истинном героизме.

"Просто покупай индекс", говорили они. "Это надежно". Здесь мы обсуждаем, почему это не всегда так, и как жить с вечно красным портфелем.

Поверить в рынок

‘Tropic Thunder’ (2008)

Этот забавный и язвительный фильм высмеивает голливудских актёров, которые думают, что их работа может решить проблемы мира. Фильм рассказывает о Тагге Спидмане, который берёт ребёнка скорее для хорошей рекламы, чем из искренней заботы, надеясь казаться героем. Он также высмеивает практику, когда актёры берутся за роли, связанные с инвалидностью, просто чтобы выиграть награды. Когда персонажи неожиданно оказываются в настоящей войне, их экранная храбрость оказывается совершенно неэффективной. Он считается одним из самых проницательных и критических взглядов на менталитет ‘спасителя-знаменитости’, когда-либо созданных.

‘American Fiction’ (2023)

Монах Эллисон — писатель, возмущённый тем, что издатели постоянно игнорируют его серьёзные работы и вместо этого хотят истории, сосредоточенные на страданиях чернокожих. В ответ он намеренно пишет книгу, полную клише, чтобы высмеять их предпочтения. Иронично, но белое литературное сообщество приветствует её как блестящую и важную работу, потому что она подтверждает их существующие убеждения. Фильм подчёркивает, как белая аудитория часто ищет истории о тяготах чернокожих, чтобы почувствовать себя лучше и казаться открытыми для нового.

‘Team America: World Police’ (2004)

Как поклонник кино, я был действительно поражён уникальным подходом этого фильма. В нём представлены кукольные персонажи, которые ходят и ‘спасают’ города, но в итоге полностью их разрушают в процессе – всё это происходит во время борьбы с тем, что они называют терроризмом. Каждый раз, когда они пытаются помочь другой стране, это заканчивается катастрофой, приводящей к массовым разрушениям и гибели людей. Что гениально, так это то, как кукольная анимация сама по себе подчеркивает, насколько абсурдной является идея постоянного вмешательства в дела других стран. Это довольно прямая сатира на убеждение, что американская военная мощь всегда является ответом, и, честно говоря, невероятно запоминающаяся музыкальная тема кажется идеальным, ироничным саундтреком к этому целому ‘разрушительному комплексу спасителя’. Это действительно заставляет задуматься!

‘Get Out’ (2017)

Семья Армитаж кажется открытой и поддерживающей, даже выражая восхищение чёрной культурой. Однако их попытки сблизиться с главным героем, Крисом, оказываются ужасающим планом по захвату контроля над его телом. Фильм умело переворачивает ожидания, показывая, что их интерес – не искренняя поддержка, а хищное желание. Режиссёр Джордан Пил использует ужасы, чтобы показать, как белые люди могут объективировать и эксплуатировать чёрных, притворяясь, что ценят их.

‘Затерянный город’ (2022)

Брэд Питт появляется в роли высококвалифицированного героя боевика по имени Джек Тренер, чтобы, по-видимому, спасти главных героев – и он отлично выглядит, делая это! Однако, фильм неожиданно убивает его, заставляя романистку и ее модель полагаться на свою собственную находчивость. Этот неожиданный поворот смешон, потому что он идет вразрез с обычным тропом о квалифицированном солдате, спасающем тех, кто не может защитить себя.

‘District 9’ (2009)

В начале истории Викус ван де Мерве — пренебрежительный государственный служащий, который думает, что знает, что лучше для инопланетных беженцев. Он относится к ним с неуважением и заставляет покинуть свои дома. Однако всё меняется, когда он подвергается воздействию инопланетного вещества и начинает превращаться в одного из них. Фильм драматически меняет сценарий, превращая персонажа, который изначально считал себя спасителем, в того, кого угнетают.

‘War Machine’ (2017)

Генерал Глен Макмахон прибывает в Афганистан, убежденный в том, что сможет завоевать доверие населения и, тем самым, выиграть войну. Однако его новый подход встречает непонимание и сопротивление со стороны тех, кого он пытается возглавить. История неоднократно подчеркивает, насколько нереалистично полагать, что один человек может разрешить такую сложную международную ситуацию, предлагая тонкую и юмористическую критику военных лидеров, пытающихся контролировать другие страны.

‘Manderlay’ (2005)

Когда Грейс прибывает на плантацию, она пытается установить свое представление о демократии среди бывших рабов. Однако ее строгие убеждения вызывают замешательство и трудности для того самого сообщества, которому она хочет помочь. Фильм предполагает, что истинную свободу нельзя навязать извне кем-то, кто не понимает жизненный опыт тех, кому он пытается помочь. Это суровое исследование гордости и предположений, часто встречающихся в попытках насильно освободить других.

‘RRR’ (2022)

Британский губернатор и его жена воплощают в себе худший вид колониального контроля – действуя жестоко, притворяясь утонченными. Фильм намеренно избегает клише о том, что индийцам нужно быть спасенными, вместо этого изображая Бхима и Раджу невероятно могущественными и находчивыми героями, которые могут справиться с любой задачей. Они разрушают всю колониальную систему благодаря своим собственным навыкам и силе, и фильм не предлагает никакого сочувствия к британским персонажам, лишая их какой-либо возможности быть увиденными как хорошие люди или искупить свои действия.

‘Белый тигр’ (2021)

История Бальрама Халваи рассказывает о его восхождении из бедности в сельской Индии к успешному бизнесмену. Он бросает вызов распространенному тропу в западных фильмах о бедных людях, просто ждущих, когда их спасут. Бальрам понимает, что ему нужно быть напористым и даже жестоким, чтобы вырваться из жизни слуги и добиться свободы самостоятельно. История избегает идеи доброго хозяина, поднимающего кого-то, вместо этого демонстрируя, что власть — это то, что ты захватываешь, а не то, что тебе дается.

‘Извини за беспокойство’ (2018)

Кассиус Грин поднимается по карьерной лестнице в телемаркетинговой компании, используя ‘белый голос’, чтобы установить контакт с клиентами. В конечном итоге его приглашают на вечеринку к генеральному директору и предлагают особую роль в компании. Однако эта возможность оказывается обманной схемой – планом превратить сотрудников в более продуктивных, но в конечном итоге дегуманизированных работников. Фильм сатирически изображает, как корпорации часто представляют себя поддерживающими своих сотрудников, тайно эксплуатируя их.

‘Bacurau’ (2019)

Группа западных туристов отправляется в отдалённую бразильскую деревню с жестоким намерением охотиться на её жителей. Они полагают, что деревенские жители станут лёгкой добычей для их современного оружия. Однако община шокирует туристов, раскрывая скрытую, свирепую историю и удивительные боевые навыки. Фильм бросает вызов идее о том, что люди в сельской местности, в развивающихся странах, беззащитны перед посторонними.

‘Hunt for the Wilderpeople’ (2016)

Паула Холл, сотрудник службы опеки над детьми, одержима спасением Рики Бейкера, веря, что только она может это сделать. Это приводит к комичной погоне по новозеландской глуши, где она неоднократно заявляет о своей приверженности помощи ему. Юмор исходит из её очевидного недостатка навыков и сильного желания казаться героем. В конечном итоге, фильм демонстрирует, что Рики находчив и может преуспеть самостоятельно, без её благонамеренного, но ошибочного вмешательства.

‘Dune: Part Two’ (2024)

Пол Атрейдес обнаруживает, что пророчество о нём как о спасителе было не подлинным – оно было создано Бене Гессерит, чтобы контролировать народ Арракиса. Фильм изображает преданных последователей как несчастных жертв этой сфабрикованной истории. Чани неоднократно указывает на то, как пророчество используется как средство колониальной власти. В конечном итоге, фильм ставит под сомнение идею «избранного», раскрывая опасные последствия слепой веры во внешнего лидера.

‘Не в порядке’ (2022)

Окей, я только что посмотрел этот фильм, и он… своеобразный. В центре сюжета Дэнни, инфлюенсер, который, по сути, лжет о том, что находился в Париже во время террористической атаки, чтобы получить больше подписчиков. Звучит ужасно, и он действительно намеренно такой. По-настоящему захватывающим, и откровенно тревожным, является то, как фильм разрывает в клочья способ, которым некоторые люди, особенно онлайн-персоны, ухватятся за любую трагедию, чтобы сделать себя в центре внимания. Это действительно острый, циничный взгляд на ‘показушный активизм’ – эту потребность казаться помогающим, даже если речь идет просто о продвижении собственного имиджа. Фильм не стесняется показывать, насколько самовлюбленными могут быть люди, и как это разрушительно для тех, кто действительно страдает. Это тяжелый фильм для просмотра, но действительно проницательный.

‘Da 5 Bloods’ (2020)

Группа из четырех ветеранов-афроамериканцев возвращается во Вьетнам с миссией: найти останки своего павшего лидера и спрятанное сокровище золота. Фильм предлагает свежий взгляд на войну во Вьетнаме, фокусирующийся на опыте чернокожих солдат – историю, часто упускаемую из виду в основных голливудских изображениях. Он мощно изображает уникальную травму, с которой столкнулись эти солдаты, сражаясь за нацию, которая не полностью признала их жертвы, и сознательно избегает фокусировки на белых персонажах или предложения простых решений несправедливости прошлого.

‘Parasite’ (2019)

Богатая семья Пак считает, что проявляет великодушие, нанимая семью Ким, но они даже не подозревают, что Кимы на самом деле пользуются ими и тайно смотрят на них свысока. Фильм остроумно высмеивает идею о том, что богатство автоматически делает людей добрыми или морально устойчивыми. Он переворачивает динамику власти, показывая, кто действительно держит контроль в доме.

Напишите в комментариях, какой из этих фильмов лучше всего высмеял комплекс спасителя.

Смотрите также

2025-12-05 16:46