25 «Пробужденных» Фильмов, Которые Использовали Травму Чернокожих, Чтобы Гуманизировать Белых Главных Героев

На протяжении десятилетий голливудские фильмы затрагивали вопросы расовой несправедливости, но часто с белой точки зрения. Эти истории часто используют опыт и силу темнокожих персонажей, чтобы помочь белым персонажам расти или меняться. Кинокритики и ученые выявили закономерности в этих повествованиях, такие как троп «Белый спаситель» — когда белый персонаж спасает или помогает темнокожим персонажам, — или троп «Волшебный негр» — когда темнокожие персонажи предлагают мудрость или помощь, кажущуюся почти сверхъестественной. Фильмы, обсуждаемые ниже, демонстрируют эту закономерность, отдавая приоритет путешествию белых персонажей, даже если действие происходит на фоне борьбы темнокожих сообществ.

"Просто покупай индекс", говорили они. "Это надежно". Здесь мы обсуждаем, почему это не всегда так, и как жить с вечно красным портфелем.

Поверить в рынок

‘Зелёная книга’ (2018)

Фильм рассказывает историю Тони Липа, водителя, и доктора Дона Ширли, музыканта, во время их путешествия по расово разделенному Югу. Доктор Ширли сталкивается с трудностями и одиночеством, а Тони начинает противостоять своим собственным предубеждениям. Фильм изображает борьбу доктора Ширли как катализатор роста и понимания Тони, подразумевая, что боль музыканта в первую очередь служит для того, чтобы помочь водителю стать лучшим человеком.

‘The Help’ (2011)

Скитер Фелан, молодой белый журналист, отправляется написать книгу, раскрывающую дискриминацию, с которой сталкиваются чернокожие горничные в Миссисипи. Фильм подчеркивает повседневные тяготы и риски, с которыми сталкиваются эти женщины, но история рассказывается в основном с точки зрения Скитер и о том, как обмен их опытом помогает её карьере. Хотя фильм стремится быть вдохновляющим, он в конечном итоге фокусируется на смелости Скитер и позиционирует борьбу чернокожих персонажей как способ продемонстрировать её собственные прогрессивные ценности.

Слепая сторона‘ (2009)

Как любитель кино, я нашел эту спортивную драму действительно интересной, но и немного тревожной. Она рассказывает историю Майкла Оэра, бездомного подростка, которого приютила богатая семья Туохи. То, как фильм представил Майкла, показалось мне странным – он казался очень тихим и пассивным, в то время как белая мать-фигура действительно руководила всем, включая его футбольную карьеру. Показалось, что фильм так сильно фокусируется на том, насколько добрыми были Туохи, приютив его, и насколько они были великодушны, что это полностью затмило собственные усердие и талант Майкла. Фильм как будто приписал им все его успехи, вместо того чтобы дать проявиться его личной инициативе. Это заставило меня задуматься, действительно ли история была сосредоточена на Майкле, или на предполагаемой щедрости семьи.

‘Crash’ (2004)

Фильм, действие которого происходит в Лос-Анджелесе, переплетает несколько историй, касающихся расизма и предрассудков. В нем представлена глубоко тревожная сюжетная линия, где белый полицейский совершает сексуальное нападение на чернокожую женщину, а затем спасает ее из горящей машины. История сильно фокусируется на эмоциональном путешествии офицера после нападения, хотя травма, пережитая жертвой, получает меньше внимания. Этот выбор подчеркивает чувства нападавшего, а не долгосрочные последствия для женщины, которой он причинил вред.

‘Зелёная миля’ (1999)

Джон Коффи, добрый и огромный мужчина, несправедливо осужденный и ожидающий казни, обладает невероятной способностью исцелять других. Он использует этот дар, чтобы облегчить страдания охранников тюрьмы и жены надзирателя, принимая их боль на себя. По сути, его цель в истории — помочь окружающим, несмотря на то, что в конечном итоге его ждет душераздирающая судьба. Его боль и смерть представлены как значительная жертва, которая глубоко влияет на Пола Эджкомба, белого охранника, чья жизнь навсегда изменилась.

‘The Legend of Bagger Vance’ (2000)

Измученный ветеран войны, испытывающий трудности в игре в гольф и жизни после боевых действий, получает помощь от загадочного кэдди по имени Бэггер Вэнс. Бэггер Вэнс, кажется, обладает почти магическим пониманием игры и жизни, и посвящает себя помощи ветерану вновь открыть свой свинг и внутреннюю уверенность. Однако Бэггер Вэнс остается загадочной фигурой, не имеющей видимой жизни или собственных целей, существуя лишь для поддержки пути ветерана. Как только ветеран обретает успех и мир, Бэггер Вэнс исчезает так же внезапно, как и появился.

‘Водитель мисс Дэйзи’ (1989)

Фильм рассказывает историю маловероятной дружбы между еврейской женщиной по имени Дейзи и её чернокожим шофёром Хоком Колбурном, которая расцветает на протяжении многих лет на Юге. Несмотря на расизм и первоначальную сдержанность Дейзи, Хок сохраняет самообладание. Фильм в основном показывает, как Дейзи учится видеть в Хоке личность, и его опыт с сегрегацией помогает ей расти и меняться. Хотя Хок сталкивается со значительными трудностями, история больше фокусируется на том, как эти трудности влияют на понимание мира Дейзи.

‘Mississippi Burning’ (1988)

Фильм о расследовании ФБР исчезновения активистов за гражданские права в Миссисипи делает акцент на работе и храбрости белых агентов, участвующих в деле. Хотя в фильме изображается насилие, с которым сталкивались афроамериканцы, он в основном изображает их как жертв или фоновые элементы, преуменьшая важную роль, которую чернокожие активисты на самом деле играли в движении. Фильм отдает приоритет захватывающей истории о белом героизме, а не точному отражению исторического контекста чернокожего активизма.

‘Время убивать’ (1996)

Фильм рассказывает о белом адвокате, защищающем чернокожего отца, который взял закон в свои руки после нападения на его дочь. Хотя история касается огромной травмы, пережитой как девочкой, так и её отцом, большая часть внимания сосредоточена на собственных жертвах адвоката и драматичной речи в зале суда. В конечном счете, фильм подчеркивает демонстрацию адвокатом сочувствия и его попытку понять опыт чернокожих, а не по-настоящему сосредотачивается на самом этом опыте.

‘Freedom Writers’ (2007)

Преданный своему делу учитель начинает работать в школе, где высокое расовое напряжение, надеясь установить связь со студентами, столкнувшимися с трудными проблемами. Она узнает об их опыте столкновений с бандами и бедностью, что мотивирует ее ставить их потребности выше своих собственных. Фильм изображает ее как единственного человека, который может помочь этим студентам преодолеть их сложные ситуации. Их трудности оправдывают ее уникальный подход к обучению и укрепляют ее страсть к работе.

‘Опасные умы’ (1995)

Бывший морской пехотинец берется за вызов – преподавать в сложной школе в неблагополучном районе. Сначала она полагается на свою военную подготовку, чтобы управлять классом, но вскоре понимает, что её ученики сталкиваются с серьезными трудностями дома. Понимая их борьбу, она завоевывает их уважение и находит уникальные способы наладить с ними контакт, используя как карате, так и поэзию. История демонстрирует её силу и способность изменить ситуацию к лучшему в сложной обстановке, а также подчеркивает стойкость её учеников.

Призраки Миссисипи‘ (1996)

Этот фильм вновь обращается к убийству лидера движения за гражданские права Медгара Эверса глазами помощника окружного прокурора, который вновь открыл это дело. Он в основном показывает юридические трудности, с которыми тот столкнулся, и то, как стремление к справедливости повлияло на его жизнь и семью. Хотя вдова Медгара Эверса появляется в фильме, сюжет сосредоточен на путешествии белого прокурора к справедливости, представляя историческую значимость убийства как фон для судебной драмы о белом союзнике.

‘Glory’ (1989)

Как любитель кино, я был действительно поражён тем, как в этом фильме изображён 54-й полк Массачусетса, один из первых полностью афроамериканских полков, сражавшихся в Гражданской войне. Это мощная история, но она рассказывается в основном через письма и опыт их белого офицера, Роберта Голда Шоу. Хотя храбрость чёрных солдат неоспорима, мы видим их борьбу и жертвы через его глаза. Фильм действительно фокусируется на его путешествии – как он меняется из человека, рождённого в привилегированной семье, в лидера, который искренне заботится о своих людях, и это становится эмоциональным ядром всего произведения.

‘Amistad’ (1997)

Фильм изображает восстание порабощённых людей менде и их последующую борьбу за свободу в американских судах. Хотя история начинается с их восстания, вскоре она сосредотачивается на белых адвокатах и Джоне Квинси Адамсе, которые их представляют. Иронично, но сами люди менде становятся второстепенными фигурами, поскольку эти адвокаты обсуждают значение свободы. Фильм в конечном итоге представляет их юридическую победу как демонстрацию силы американской правовой системы и мастерства её белых адвокатов.

‘Cry Freedom’ (1987)

Фильм рассказывает о журналисте Дональде Вудсе, расследующем смерть антиапартеидного активиста Стива Бико в Южной Африке. В то время как первая часть фильма подчеркивает вдохновляющую личность Бико, затем фокус смещается на Вудса и его опасный побег из страны после смерти Бико. Тяготы, с которыми сталкиваются чернокожие южноафриканцы при апартеиде, создают неотложенный фон для захватывающего путешествия белой семьи в поисках безопасности, при этом смерть Бико становится отправной точкой в истории растущего политического сознания белого человека.

‘Кровавый алмаз’ (2006)

Во время жестовой Гражданской войны в Сьерра-Леоне, белый наёмник и рыбак из народа менде формируют маловероятное партнёрство, чтобы найти ценный розовый алмаз. Рыбака движет отчаянная потребность защитить свою семью, в то время как наёмник изначально ищет только богатство, надеясь найти какой-то личный покой по пути. Становясь свидетелем ужасов войны, особенно участи детей-солдат, наёмник начинает меняться. В конце концов, он совершает высшую жертву, чтобы помочь рыбаку сбежать и раскрыть правду об алмазной торговле.

‘The Soloist’ (2009)

Репортер знакомится с необычайно талантливым музыкантом, живущим на улице, который также борется с шизофренией. Тронутый историей музыканта, репортер решает помочь, написав о его трудностях и пытаясь найти ему лучшую жизнь. История исследует собственное путешествие репортера, от первоначального разочарования до более глубокого понимания психических заболеваний, и то, как помощь музыканту придает его собственной жизни новый смысл.

‘Radio’ (2003)

В маленьком городке Южной Каролины тренер школьной футбольной команды помогает чернокожему мужчине с интеллектуальными особенностями присоединиться к своей команде. Несмотря на неодобрение со стороны некоторых членов сообщества, тренер остается привержен своему решению. Фильм показывает этого человека как чистосердечного индивидуума, который вдохновляет город стать более сострадательным и принимающим. Благодаря его опыту инвалидности и одиночества, тренер и город сталкиваются с необходимостью пересмотреть свои собственные ценности и убеждения.

‘Hardball’ (2001)

Игроку, которому не везёт, предлагают принять вызов – тренировать бейсбольную команду младшей лиги, состоящую из мальчиков из неблагополучного района, в надежде погасить долг. Когда команда терпит душераздирающее поражение, это заставляет тренера столкнуться со своими собственными проблемами. Он направляет горе мальчиков на стремление к переменам, наконец отказывается от азартных игр и стремится стать более ответственным человеком. Опасная среда, в которой живут мальчики, в конечном итоге помогает ему повзрослеть и стать более зрелым.

‘Same Kind of Different as Me’ (2017)

Пара, испытывающая трудности в браке, заводит маловероятную дружбу с бездомным мужчиной, у которого трудное прошлое. По мере того, как они узнают его и его жизнь – включая тяготы батрака и время, проведенное в тюрьме – они начинают исцелять свои собственные отношения. Фильм подразумевает, что его болезненный опыт должен был направить и в конечном итоге помочь паре найти путь друг к другу.

‘Лучшие враги’ (2019)

Фильм рассказывает историю активиста за гражданские права и лидера Ку-клукс-клана, которым необходимо работать вместе, чтобы провести собрание в городе по вопросу интеграции школ. Большая часть фильма сосредоточена на медленном изменении убеждений лидера клана, которому помогает понимание активистки и опасность, с которой она сталкивается. История развивается до мощного момента, когда он публично покидает клан, хотя фильм больше подчеркивает его личные изменения, чем любой более широкий успех для афроамериканского сообщества.

‘Monster’s Ball’ (2001)

Фильм рассказывает о надзирателе тюрьмы с расистскими убеждениями, который вступает в отношения с вдовой заключенного, казнь которого он помог организовать. Пока женщина борется с угрозой бездомности и благополучием своего сына, а надзиратель переживает личную потерю, между ними завязывается маловероятная связь. Её глубокая скорбь и трудные обстоятельства позволяют ему столкнуться с предрассудками, в которых он был воспитан, и преодолеть их. История использует её переживания с травмой, чтобы раскрыть человечность в персонаже, который когда-то олицетворял ненависть.

‘Помни о титанах’ (2000)

Команда американского футбола, недавно сформированная из игроков с разным прошлым, сталкивается с задачей объединиться под руководством чернокожего главного тренера и белого помощника тренера. Поначалу помощник тренера испытывает трудности с изменениями, но постепенно учится уважать своего коллегу. Опыт игроков с расовой напряженностью на самом деле помогает помощнику тренера расти и в конечном итоге принять чувство товарищества и братства. Его личное путешествие по преодолению предрассудков представляется как значительное достижение, отражающее успех команды на поле.

‘Invictus’ (2009)

Фильм рассказывает историю о том, как Нельсон Мандела работал с капитаном сборной Южной Африки по регби, чтобы выиграть Кубок мира, надеясь объединить разделенную нацию. Он особенно подчеркивает растущее понимание капитаном того, насколько важен был этот момент. Годы лишений и заключения дали Манделе уважение, необходимое для вдохновения команды, и фильм рассказывает об их пути к победе как о способе для страны начать исцеление.

‘Hidden Figures’ (2016)

Во время космической гонки три блестящие афроамериканки были необходимы для успеха NASA, несмотря на расовую сегрегацию. Фильм изображает сцену, где их белый руководитель драматично убирает табличку «Colored Ladies Room», как будто решая для них проблему. Однако этот момент вымышлен и создает вводящий в заблуждение троп «белого спасителя». Он ошибочно предполагает, что белый мужчина был ответственен за десегрегацию их рабочего места, вместо того чтобы признать собственную силу и решимость женщин в борьбе за равное обращение.

Сообщите нам, какие фильмы, по вашему мнению, соответствуют этому описанию, оставив комментарий.

Смотрите также

2025-12-03 11:18