Как геймер с опытом работы в области нейробиологии, я не могу не восхищаться увлекательной связью между двумя моими любимыми занятиями – видеоиграми и работой мозга! Концепция управления болью посредством отвлечения внимания, продемонстрированная Майором Пейном в «Майоре Пейне», напоминает стратегию, используемую в экспериментах по условной модуляции боли (CPM).
С юных лет мы обнаруживаем, что наши тела хрупкие и склонны к травмам, если с ними не обращаться осторожно. В первые годы жизни у детей часто появляются царапины и синяки, поскольку они учатся различать безопасные и рискованные действия. Боль служит сигналом о том, что что-то не так, однако за бесчисленные тысячелетия эволюция сложно усложнила естественную систему болевых реакций внутри нас.
Хотите верьте, хотите нет, но понимание переживания боли можно найти в военной комедии 1995 года Майор Пейн (сейчас транслируется на канале Peacock). Действие фильма начинается на поле боя, дым клубится над темными холмами, а ночь прерывается взрывами, когда солдаты пробираются на территорию наркокомплекса. Майор Бенсон Уинифред Пейн, известный своим друзьям и врагам как майор Пейн (Дэймон Уайанс), встречает однополчанина, получившего ранение в руку. Он лежит на земле, истекает кровью, скрипит зубами от боли, и майор предлагает ему помощь.
Подробнее о боли
Возможность использования переменного тока для управления стрессом в сфере облегчения боли в будущем
Майор Пейн осматривает рану, затем предлагает отвлечь раненого солдата: «Могу ли я продемонстрировать небольшой трюк, который поможет вам не обращать внимания на руку?» Заинтригованный солдат соглашается. Пейн предупреждает, что может возникнуть некоторое «давление», и поворачивает палец под углом 90 градусов, ломая кость. Солдат кричит от боли: «Мой палец! Мой палец!» На что майор Пейн отвечает: «Это всегда работает.
Менее изощренный подход, но в этом майор Пейн прав: исследования показывают, что сильное неприятное ощущение может на мгновение заглушить другое. Таким образом, внезапный шок от сломанной кости потенциально может на короткое время уменьшить дискомфорт от предшествующей огнестрельной травмы.
Что такое боль и как она действует?
Если вы случайно ушибете палец ноги, наступите на игрушку или прикоснетесь к чему-то горячему, вы мгновенно почувствуете сильное и неприятное ощущение. За этой острой болью обычно следует постоянный дискомфорт, который ясно говорит вам не повторять только что выполненное действие.
Боль бывает разных видов: как острая (непосредственная боль от травмы), так и хроническая (боль, которая сохраняется в течение месяцев или лет и иногда не имеет четкой причины). Есть ноцицептивная боль, вызванная травмой, и нейропатическая боль, вызванная повреждением нерва. Эти чувства могут различаться по своему точному ощущению, и, несмотря на почти универсальный характер боли, людям сложно описать то, что они чувствуют. Общие описания включают такие слова, как острый, тупой, жгучий, электрический, пульсирующий, раскалывающийся, колющий, стреляющий и тошнотворный, но даже они не полностью отражают ощущение боли.
В своей интенсивной форме боль может полностью доминировать, стирая все остальные мысли и ощущения. Неудивительно, что на протяжении всей истории мы неустанно пытались найти способы облегчить эту проблему. Несмотря на наше отвращение к ней, в целом боль играет решающую роль в поддержании нашего благополучия. Это служит сигналом нашего тела о том, что что-то не так, побуждая нас к действию. Вот как разворачивается процесс:
Когда мы получаем травму, специализированные нервные клетки (болевые рецепторы) в месте травмы передают сообщения в спинной мозг. Оттуда эти сообщения попадают в мозг. По прибытии мозг расшифровывает это сообщение, планирует ответ и отправляет команды обратно через различные типы нервных волокон. Сигналы, распространяющиеся по миелиновым волокнам, быстрее достигают места назначения, например, побуждают вас убрать руку с горячей плиты. И наоборот, более медленно движущиеся немиелиновые волокна ответственны за стойкую, длительную боль, которая способствует отдыху и выздоровлению.
Подавление боли с помощью боли (и отвлечений)
Ощущение боли субъективно, варьируется от человека к человеку и зависит от ряда других факторов. Даже одна и та же травма, полученная одним и тем же человеком, может ощущаться по-разному в другой день или при других обстоятельствах. Понимание переменных, влияющих на ощущение боли, помогает нам найти более эффективные способы управления ею, включая новые стратегии лечения хронической боли.
В лабораторных исследованиях ученые часто используют метод исследования, известный как «Условная модуляция боли» (CPM), который можно сравнить с трюком майора Пейна со сломанным пальцем. Конкретная постановка экспериментов может отличаться, но фундаментальная концепция остается неизменной. Первоначально болевой стимул, называемый тестовым стимулом, применяется отдельно, а затем снова в сочетании с другим (кондиционирующим) болевым стимулом.
Обычно тестовым стимулом является боль, вызванная теплом или электричеством, тогда как кондиционирующим стимулом является холодная вода или инъекция жидкости. Ключевым моментом является то, что участники этих исследований одновременно ощущают две разные боли, исходящие из разных частей тела. Эти исследования показывают, что тестовый стимул кажется менее интенсивным, когда присутствует другой стимул (или отвлекающий фактор). Интересно, что исследователи также обнаружили, что могут повторить эти результаты, привлекая участников к головоломкам и интеллектуальным играм. По сути, похоже, что если мозг занят чем-то другим — будь то игра или другой источник боли, — он будет уделять меньше внимания первоначальному источнику боли.
Смотрите также
- Утечки макетов Galaxy S25 Ultra дают нам отличный взгляд на флагман Samsung 2025 года
- Инсайдер раскрыл слухи о том, что основной кастинг для «Мстителей: Судный день» связан с ключевой ролью в «Секретных войнах»
2024-11-26 22:01