20 фильмов, которые использовали чёрную травму в качестве приманки для получения премии «Оскар» от белых спасителей.

Голливуд часто рассказывает истории о расовой несправедливости с точки зрения белых персонажей. Эти фильмы часто используют боль или историю чернокожих персонажей, чтобы помочь белым персонажам расти или становиться лучше. Хотя эти фильмы часто получают номинации на награды, они также столкнулись с критикой из-за того, как рассказываются эти истории. Этот список рассматривает двадцать фильмов, на которые критики указывают как на примеры этой схемы.

"Просто покупай индекс", говорили они. "Это надежно". Здесь мы обсуждаем, почему это не всегда так, и как жить с вечно красным портфелем.

Поверить в рынок

‘Зелёная книга’ (2018)

Фильм рассказывает о Тони Липе, итало-американском вышибале, который устраивается водителем к Дону Ширли, чернокожему классическому пианисту, для поездки по расово напряжённому Югу в 1960-х годах. Сюжет сосредоточен на личном преображении Тони, когда он сталкивается со своими собственными предрассудками и защищает Ширли от дискриминации. Однако некоторые критики отметили, что в фильме больше времени уделяется жизни и развитию Тони, чем исследованию внутреннего мира Ширли. Несмотря на споры по поводу подхода к теме расы, фильм получил премию «Оскар» как лучший фильм.

‘The Blind Side’ (2009)

Недавно я посмотрел этот байопик о Майкле Оере, молодом человеке, который преодолел невероятные трудности, чтобы стать игроком NFL благодаря поддержке семьи Туохи. Хотя на поверхности это вдохновляющая история, я был обеспокоен тем, как фильм представил Оера. Он действительно акцентировал внимание на тропе ‘белого спасителя’, изображая его как человека, которому семье Туохи нужно было, по сути, научить всему, включая футбол. Казалось, что его собственная самостоятельность и интеллект были принижены. Игра Сандры Баллок, несомненно, была сильной – она даже получила за неё Оскар – но фильм определённо вызвал необходимую дискуссию о том, кто имеет право рассказывать эти истории и как, и отражает ли это точно опыт самого субъекта.

Помощница‘ (2011)

Как кинокритик, я всегда подхожу к историческим фильмам о движении за гражданские права с критической точки зрения, и этот фильм, хотя и хорошо сыгран – особенно Октавией Спенсер и Виолой Дэвис, которые обе продемонстрировали феноменальные выступления – оставил у меня чувство беспокойства. Сюжет сосредоточен на молодой белой журналистке Скитер, которая решает написать книгу о чернокожих горничных, работающих в Миссисипи 1960-х годов. Однако фильм уделяет больше внимания личным и профессиональным рискам, которые берет на себя она, и ее борьбе с ее социальным кругом, чем реальным опасностям, с которыми сталкиваются женщины, которых она опрашивает. Это красиво снятый фильм, и он заслуженно получил номинацию на премию «Оскар» за лучший фильм, но в конечном итоге он попадает в троп «белого спасителя», создавая впечатление, что этим женщинам нужен был белый человек, чтобы рассказать их историю. Он стал ключевым примером в дискуссиях о том, как Голливуд часто смягчает сложности эпохи движения за гражданские права.

‘Водитель мисс Дэйзи’ (1989)

Фильм рассказывает историю двадцатипятилетней дружбы между богатой еврейской вдовой и её чернокожим шофёром в Атланте. Хоук Колбурн оказывает постоянную поддержку и помогает мисс Дэйзи стать более открытой и менее предвзятой. Однако некоторые критики утверждали, что фильм предлагает упрощённое и успокаивающее изображение расовых отношений, упуская из виду трудные реалии того времени. Несмотря на эту критику, он получил премию «Оскар» как лучший фильм в год, когда многие считали, что эта честь должна была достаться «Do the Right Thing» Спайка Ли.

‘Mississippi Burning’ (1988)

Фильм о расследовании исчезновения трех активистов за гражданские права в штате Миссисипи уделяет большое внимание двум белым агентам ФБР, ведущим дело. Стремясь к захватывающему сюжету, фильм преуменьшает решающую роль и опыт афроамериканского сообщества, участвовавшего в движении за гражданские права. Чтобы создать более драматичную и стремительную историю, исторические детали иногда изменялись, представляя ФБР как центральных героев. Несмотря на получение нескольких номинаций на премию «Оскар», фильм подвергся критике со стороны лидеров движения за гражданские права за акцент на перспективе ФБР.

‘Crash’ (2004)

Как поклонник кино, я помню, что был очень заинтригован этим фильмом, когда он вышел – он пытался показать много разных точек зрения на расовые вопросы в Лос-Анджелесе. Но, честно говоря, оглядываясь назад, одна сюжетная линия действительно меня беспокоит. Она касалась белого полицейского, который был ужасен – он совершил сексуальное насилие над чернокожей женщиной, а затем фильм попытался показать его героем, спасая ее из пожара. Многие люди, включая критиков, посчитали это неправильным – как будто использовался действительно болезненный опыт, чтобы заставить нас посочувствовать кому-то, кто совершил что-то ужасное, не заслужив при этом прощения. Это сложный фильм, и он на самом деле выиграл премию «Оскар» за лучший фильм, что было спорно в то время, особенно учитывая, что также был номинирован ‘Brokeback Mountain’. Теперь многие люди переосмысливают эту победу и критикуют то, как он обращался с такими деликатными вопросами.

‘Freedom Writers’ (2007)

Фильм рассказывает о страстном молодом учителе, который устраивается на работу в старшую школу с глубокой расовой напряженностью. Она усердно работает, чтобы мотивировать своих отстающих учеников рассмотреть возможность поступления в колледж. Однако фильм подразумевает, что эти ученики не смогли бы улучшить свою жизнь без значительной помощи и личной преданности их белого учителя. Основное внимание также уделяется личным проблемам учителя дома и ее приверженности своим ученикам. Это классическая история о постороннем человеке, пришедшем помочь неблагополучным городским ученикам, распространенная тема в образовательных драмах.

‘The Soloist’ (2009)

Репортёр встречает Натаниэля Айерса, одарённого музыканта, живущего на улице, и пытается помочь ему восстановить свою жизнь и карьеру. История сосредоточена на борьбе репортёра и растущем понимании психического заболевания и бедности Айерса. Однако многие критики отметили, что фильм больше фокусируется на личностном росте репортёра, чем на сложностях опыта Айерса, предполагая, что роль Айерса заключается главным образом в том, чтобы помочь репортёру извлечь ценный урок.

‘Amistad’ (1997)

Этот исторический фильм рассказывает историю восстания на корабле рабов в 1839 году и последовавшей за этим юридической борьбе за освобождение порабощённых людей. Фильм в основном сосредоточен на мощных судебных аргументах Джона Куинси Адамса и юридических тактиках адвоката Роджера Шермана Болдуина. Хотя фильм показывает ужасы путешествия через Атлантику, он в основном подчёркивает, как белые персонажи использовали американскую правовую систему для достижения свободы. В результате фокус смещается с действий и храбрости самих порабощённых людей и вместо этого подчёркивает моральную позицию их белых союзников.

‘Cry Freedom’ (1987)

Фильм изображает жизнь южноафриканского активиста Стива Бико, главным образом с точки зрения его друга, журналиста Дональда Вудса. После смерти Бико, находясь под стражей, история фокусируется в основном на усилиях Вудса и его семьи по бегству из страны. Многие критики посчитали такой подход ошибкой, утверждая, что он принижает центральную роль Бико в собственной истории. Хотя фильм продвигался как дань уважения Бико, по сути он разворачивается как захватывающий триллер, сосредоточенный на опыте белых политических эмигрантов.

‘Призраки Миссисипи’ (1996)

Фильм рассказывает историю прокурора, который решает вернуться к многолетнему делу об убийстве Медгара Эверса сторонником превосходства белой расы. В центре внимания – неустанное стремление прокурора к справедливости, а также то, как судебный процесс испытывает его личную жизнь, включая брак и личную безопасность. Хотя фильм подчеркивает боль, испытанную семьей Эверсов, история в основном сосредоточена на белом прокуроре. Вупи Голдберг получила номинацию на премию «Оскар» за свою роль Майрли Эверс, но в фильме значительно больше экранного времени уделено белому главному герою.

‘Glory’ (1989)

Фильм изображает 54-й пехотный полк штата Массачусетс, пионерское подразделение афроамериканских солдат в Гражданской войне. История в основном показана через письма и опыт полковника Роберта Гоулда Шоу, их командующего. Хотя фильм демонстрирует сильную игру актеров-афроамериканцев, история представлена с точки зрения белого офицера, который в конечном итоге подтверждает храбрость и человечность солдат. Хотя это все еще уважаемый военный фильм, он следует распространенной схеме повествования об афроамериканской истории через белую призму.

‘Время убивать’ (1996)

Фильм рассказывает о белом адвокате, защищающем чернокожего отца, обвиняемого в убийстве мужчин, жестоко напавших на его дочь. История развивается к мощной речи в зале суда, где адвокат призывает присяжных задуматься о том, какой была бы их реакция, если бы жертвой была белая женщина, стремясь вызвать сочувствие. Несмотря на то, что адвокат сталкивается с личными и профессиональными трудностями при прохождении через предвзятую правовую систему, фильм в основном подчеркивает его усилия. Сам обвиняемый остается в основном молчаливым на протяжении всего судебного процесса, а адвокат позиционируется как центральная моральная фигура.

‘Monster’s Ball’ (2001)

Фильм рассказывает о белом надзирателе тюрьмы с расистскими убеждениями, который завязывает отношения с вдовой казненного заключенного, за которым он следил. Хотя сюжет призван показать путь надзирателя к преодолению своих предрассудков, на который повлияли его сложные отношения с отцом и его связь с этой женщиной, многие критики посчитали, что фильм несправедливо сосредотачивается на страданиях женщины, чтобы подтолкнуть личностный рост надзирателя. Игра Халле Берри принесла ей новаторскую премию «Оскар» как лучшей актрисе, но сама роль вызвала критику за сильную зависимость от избитых и потенциально вредных изображений травмы.

‘В поисках Форрестера’ (2000)

Фильм рассказывает историю о талантливом чернокожем подростке, получившем баскетбольную стипендию в элитной частной школе, и отшельнике-белом авторе, который становится его наставником. Они помогают друг другу: автор вновь связывается с миром, а ученик учится ориентироваться в сложной академической среде. Однако фильм предполагает, что ученику необходимо руководство автора, чтобы по-настоящему добиться успеха, представляя автора как ключ к раскрытию потенциала ученика и доступу к миру культуры и литературы.

‘Radio’ (2003)

Футбольный тренер из Южной Каролины становится наставником чернокожего мужчины с интеллектуальными особенностями. Фильм фокусируется на том, как доброта тренера приводит к тому, что город принимает его, подчеркивая собственный рост и сострадание тренера. Однако он в значительной степени упускает из виду внутренний мир и переживания человека, которому помогают, и часто рассматривается как фильм, использующий расу и инвалидность, чтобы привлечь и вдохновить основную аудиторию.

‘The Best of Enemies’ (2019)

В 1971 году фильм изобразил активиста за гражданские права и лидера Ку-клукс-клана, неожиданно работающих вместе для решения проблемы десегрегации школ. Однако фильм вызвал критику за то, что предполагал, что обе стороны одинаково ответственны, и за то, что в центре сюжета оказался перемена в сердце клансмена. Многие чувствовали, что фильм несправедливо отдал приоритет искуплению белого супремасиста над последовательными усилиями чернокожего активиста, и что изображение клансмена как человека в конечном итоге было направлено на белых зрителей, а не на решение вреда, причиненного его идеологией.

‘Same Kind of Different as Me’ (2017)

Фильм рассказывает об арт-дилере и его жене, которые устанавливают связь с бывшим бездомным чернокожим мужчиной с трудным прошлым. Этот мужчина неожиданно помогает им решить проблемы в браке, используя свой уникальный взгляд и опыт. Однако фильм подвергся критике за использование вредного стереотипа ‘Магический негр’ – изображение чернокожего персонажа, единственная цель которого – помогать белым персонажам. Сюжет предполагает, что доброта и связь исходят только от богатой пары к мужчине, а не являются взаимным обменом.

‘Free State of Jones’ (2016)

Я был действительно разочарован, посмотрев этот фильм. Он рассказывает историю дезертира Конфедерации, который начинает восстание с фермерами и порабощенными людьми, но уделяет слишком много внимания ему. Он представлен как лидер и тот, у кого все идеи о лучшем будущем, что полностью затмевает реальную историю чернокожих людей, борющихся за свою свободу. Предполагается, что речь идет об освобождении, но честно говоря, кажется, что история сопротивления чернокожих потеряна, потому что все рассматривается его глазами. Просто не кажется правильным, что он приписывает себе видение нового общества, когда настоящими героями были сами порабощенные люди.

‘Lincoln’ (2012)

Фильм рассказывает историю последних месяцев президента, в частности о его усилиях по принятию 13-й поправки. Однако фильм в основном показывает белых политиков, обсуждающих права чернокожих, которых редко можно увидеть на экране. Он изображает конец рабства как политическую проблему, решенную белыми законодателями, а не как борьбу, возглавляемую самими порабощенными людьми. Хотя фильм получил высокую оценку и завоевал множество наград, он также подвергся критике за то, что не упомянул вклад ключевых чернокожих лидеров, таких как Frederick Douglass.

Пожалуйста, поделитесь своим мнением о том, насколько внимательно и уважительно эти фильмы обращаются к своим темам, оставив свои комментарии ниже.

Смотрите также

2025-12-02 01:51