Белые актёры, укравшие главные роли у чёрных звёзд

Долгое время Голливуд часто выбирал актеров, основываясь на их популярности и потенциале продавать билеты, даже если это означало игнорирование исторических фактов или оригинальных историй. Это часто приводило к тому, что актеры белой расы играли персонажей, которые изначально были написаны как чернокожие, африканцы или другие цветные люди, и к тому, что истории о черной истории рассказывались с белой точки зрения. Хотя некоторые из этих выступлений были восхвалены и даже получили награды, они впоследствии вызвали важные вопросы о справедливости и возможностях в киноиндустрии. Следующие примеры подчеркивают случаи, когда актеры белой расы брали на себя роли, которые затмевали или исключали актеров цветных людей.

"Просто покупай индекс", говорили они. "Это надежно". Здесь мы обсуждаем, почему это не всегда так, и как жить с вечно красным портфелем.

Поверить в рынок

‘Othello’ (1965)

Лоуренс Оливье мощно воплощает Отелло, центрального персонажа трагической пьесы Шекспира, в этой близкой адаптации оригинального произведения. Чтобы сыграть генерала, Оливье использовал темный грим и более низкий голос, чтобы отличить его от других персонажей. Фильм верен языку Шекспира, поскольку Отелло манипулируется Яго и поглощается ревностью. Хотя эта игра принесла Оливье номинацию на премию «Оскар», использование грима, имитирующего цвет кожи африканцев, теперь широко рассматривается как проблематичное и спорное.

‘Cleopatra’ (1963)

Элизабет Тейлор демонстрирует захватывающее исполнение в роли Клеопатры, знаменитой египетской королевы, в фильме, который был невероятно дорогостоящим в производстве. Хотя историки спорят о происхождении Клеопатры VII, она была африканской правительницей, но Тейлор играет её как белую женщину с фиолетовыми глазами. Фильм изображает сложные отношения Клеопатры как с Юлием Цезарем, так и с Марком Антонием, по мере того, как Рим расширял свою империю. Несмотря на критику за то, что фильм упускает из виду африканскую историю, он получил четыре премии «Оскар» и закрепил место Тейлор как легендарной кинозвезды.

‘A Mighty Heart’ (2007)

Как киноман, я помню, что меня очень тронула игра Анджелины Джоли в фильме о Мариан Перл, журналистке, чей муж, Дэниел Перл, был трагически похищен. Это мощная история, но кастинг всегда казался мне немного сложным. Видите ли, Мариан — афро-кубинка и голландка, с естественно вьющимися волосами и более темным цветом кожи. Анджелина, хотя и дала преданную игру, не является цветной женщиной, поэтому создатели фильма заставили ее затемнить кожу и надеть парик, чтобы она походила на Мариан. Хотя она получила номинацию на «Золотой глобус», многие люди справедливо задавались вопросом, почему они не пригласили чернокожую или смешанной расы актрису, которая бы больше соответствовала происхождению Мариан.

‘Пятно’ (2003)

В фильме сэр Энтони Хопкинс изображает Коулмана Силка, профессора колледжа, который ведёт тайную жизнь – на самом деле он светлокожий чернокожий мужчина, выдающий себя за белого. Эта скрытая идентичность и его афроамериканское происхождение являются ключевыми для сюжета, основанного на романе Филипа Рота. Хотя Хопкинс – белый актёр, фильм просит зрителей принять это во внимание, рассматривая историю жизни Силка. Фильм исследует, как хранение этого секрета влияет на работу и личные связи Силка, хотя некоторые посчитали, что выбор актёра ослабил мощные расовые проблемы, присутствующие в оригинальной книге.

‘Передай дальше’ (2000)

Кевин Спейси играет Юджина Саймоне, учителя, который многое пережил и начинает основную идею фильма о «оплате добром» посредством совершения добрых дел. В оригинальной книге Кэтрин Райан Хайд этот персонаж, Рубен Сент-Клэр, был чернокожим. Фильм изменил его расу на белую, что удалило важные вопросы расы, которые были частью истории. Игра Спейси подчеркивает эмоциональную боль персонажа и его нерешительность в романтических отношениях, что довольно сильно отличается от того, как он описан в книге.

‘Tropic Thunder’ (2008)

Роберт Дауни-младший играет Кирка Лазаруса, австралийского актера, который резко меняет свою внешность, включая затемнение кожи, чтобы сыграть чернокожего солдата в фильме. Роль является критикой прошлого использования грима в Голливуде и того, на что готовы пойти актеры ради победы в наградах. Дауни-младший проводит большую часть фильма с темным макияжем и париком, используя преувеличенные речевые модели. Несмотря на противоречивый характер роли, он получил номинацию на премию «Оскар» как лучший актер второго плана, при этом Академия признала игру сатирой на индустрию развлечений, а не подлинным случаем использования грима.

‘Exodus: Gods and Kings’ (2014)

Кристиан Бэйл исполняет роль Моисея в этом масштабном фильме о библейской истории Исхода. Фильм изображает Моисея, ведущего евреев в восстании против египетского фараона Рамсеса. Однако фильм получил значительную критику за то, что в основном нанял белых актеров для изображения персонажей в истории, происходящей в древней Африке, в то время как афроамериканские актеры были в основном ограничены второстепенными ролями, такими как слуги и охранники. Это привело к обвинениям в ‘обелении’ исторически африканского повествования.

‘The Blind Side’ (2009)

В фильме снялась Сандра Буллок в роли Ли Энн Туохи, состоятельной женщины, которая принимает в свою жизнь Майкла Оэра, бездомного подростка. Оэр впоследствии добивается успеха в качестве игрока NFL. Хотя фильм основан на реальной истории, многие критики посчитали, что он слишком сильно полагается на троп ‘белого спасителя’, подчеркивая доброту Туохи вместо собственных усилий и трудностей Оэра. Лауреатская игра Буллок была центральной для эмоционального воздействия фильма, и он стал кассовым хитом. Однако его часто приводят в качестве примера того, как Голливуд рассказывает истории темнокожих людей с белой точки зрения.

‘Gods of Egypt’ (2016)

В этом фэнтезийном приключенческом фильме Джеффри Раш играет египетского бога солнца Ра. Однако фильм подвергся критике за выбор актеров европеоидной расы – включая Раша, Джерарда Батлера и Николая Костер-Вальдау – на роли богов, происходящих из африканской мифологии, что привело к обвинениям в ‘обелении’. В фильме Раш изображен стареющим богом, сражающимся с хаосом с лодки над рекой Нил. И режиссер, и студия принесли извинения за отсутствие разнообразия в актерском составе еще до выхода фильма.

‘Urban Myths’ (2017)

Джозеф Файнс сыграл Майкла Джексона в эпизоде британского телесериала, который показал вымышленное путешествие с Элизабет Тейлор и Марлоном Брандо. Решение взять белого британского актёра на роль чёрной музыкальной иконы сразу же вызвало общественное возмущение. Действие эпизода происходило после атак 11 сентября, изображая, как Джексон, по сообщениям, покинул Нью-Йорк. После резкой реакции семьи и поклонников Джексона эпизод был отменен до того, как его успели показать.

The Help‘ (2011)

В фильме главную роль исполняет Эмма Стоун в роли Скитер Фелан, молодой журналистки, которая намеревается рассказать истории чернокожих горничных в сегрегированном Юге. Хотя игра Виолы Дэвис и Октавии Спенсер впечатляет, история рассказывается в основном через персонажа Стоун. Некоторые критики посчитали, что фильм преуменьшил суровые реалии расизма, чтобы сделать его более комфортным для белых зрителей, и излишне сосредоточился на белом персонаже в истории о переживаниях темнокожих. Несмотря на эту критику, фильм был номинирован на премию «Оскар» за лучший фильм, что некоторые восприняли как пример предпочтения Академией фильмов о расе, в которых в центре внимания находятся белые персонажи.

‘Argo’ (2012)

Бен Аффлек выступил и как режиссёр, и как актёр в фильме о Тони Мендесе, сотруднике ЦРУ, который храбро спас заложников из Ирана. Хотя настоящий Тони Мендес был мексикано-американцем, Аффлек, которым он не является, сыграл его в фильме, вызвав критику из-за отсутствия латиноамериканского представительства. Фильм рассказывает о захватывающей спасательной операции и изобретательном голливудском камуфляже, использованном для обмана иранских чиновников. Несмотря на споры вокруг этого кастинга, он получил премию «Оскар» как лучший фильм.

‘Игры разума’ (2001)

Дженнифер Коннелли выиграла «Оскар» за изображение Алисии Нэш, жены математика Джона Нэша. Однако, настоящая Алисия Нэш была сальвадоркой, говорившей с испанским акцентом и столкнувшейся с проблемами психического заболевания мужа как латиноамериканка в середине 1900-х годов. Фильм изменил её происхождение, изобразив её как белую американку. Несмотря на это, игра Коннелли мощно передает силу и преданность Алисии.

‘Touch of Evil’ (1958)

Чарлтон Хестон играет Рамона Мигеля Варгаса, мексиканского сотрудника правоохранительных органов, расследующего взрыв на границе между США и Мексикой. Хотя Хестон — белый актёр, он использовал грим и краску для волос, чтобы выглядеть как мексиканец для этой роли. Фильм высоко ценится как классический нуар, во многом благодаря режиссёру Орсону Уэллсу, но кастинг подчёркивает распространённую практику того времени: игнорирование латиноамериканских актёров на главные роли. Варгас в исполнении Хестона представлен как честный человек, резкий контраст с нечестным капитаном американской полиции в фильме.

‘West Side Story’ (1961)

Джордж Чакирис получил премию «Оскар» за изображение Бернардо, главы акул, пуэрториканской банды в Нью-Йорке 1950-х годов. Как Чакирис, который является греком, так и другие нелатиноамериканские актеры в фильме использовали грим, чтобы выглядеть как пуэрториканцы. Фильм пересказывает классическую историю Ромео и Джульетты, сосредотачиваясь на расовом конфликте. Хотя это значимый фильм, его выбор актеров, к сожалению, ограничил роли для латиноамериканских актеров в ту эпоху.

‘Viva Zapata!’ (1952)

Марлон Брандо играет Эмилиано Сапату, лидера Мексиканской революции, который боролся за права фермеров и крестьян. Чтобы подготовиться к роли, Брандо использовал грим, чтобы изменить свою внешность, пытаясь выглядеть больше как люди, которых представлял Сапата. Фильм рассказывает историю пути Сапаты от скромного начала до становления известным революционером, борющимся за права на землю. Игра Брандо принесла ему награду на Каннском кинофестивале и номинацию на премию Оскар, хотя некоторые раскритиковали фильм за то, что в роли мексиканского героя был выбран актер не мексиканского происхождения.

‘Король и я’ (1956)

Этот мюзикл основан на реальной истории Анны Леоноуэнс, а Юл Брыннер знаменито играет короля Монгкута Сиама. Брыннер, имевший швейцарско-немецкие и русские корни, получил Оскар за свою роль короля. Он изображает Монгкута как могущественного правителя, который хочет модернизировать свою страну, и фильм показывает сложные отношения между королем и Анной, британской учительницей. Хотя игра Брыннера хорошо запомнилась, это также заметный пример западного актёра, играющего азиатскую историческую фигуру для западной аудитории.

‘The Good Earth’ (1937)

Немецкая актриса Луиза Райнер играет О-Лань, китайскую фермершу, сталкивающуюся с трудностями во времена голода и революции. Райнер получила «Оскар» за свою игру, но это потребовало использования грима, чтобы выглядеть китаянкой – распространенная практика в фильмах той эпохи. Фильм, основанный на романе Перл Бак, не пригласил азиатских актеров на главные роли из-за ограничительных правил, касающихся изображения отношений между людьми разных рас. В то время как западная аудитория хвалила изображение Райнер силы и выносливости О-Лань, фильм упустил из виду тот факт, что он исключил китайских актеров из главных ролей.

‘Год, полный опасностей’ (1982)

Линда Хант прославилась исполнением роли Билли Квана, китайско-австралийского фотографа, который также является человеком маленького роста, в фильме, действие которого разворачивается в период политических беспорядков в Индонезии. Хант, белая актриса, получила Оскар за свое воплощение, используя макияж и протезы, чтобы изменить свою внешность. Однако эта роль подверглась критике, поскольку она отняла возможности как у азиатских, так и у мужских актеров, фактически уничтожив их потенциальное представительство на экране.

‘Завтрак у Тиффани’ (1961)

Изображение мистера Юниоши, японского домовладельца Холли Голайтли, в исполнении Микки Руни, сейчас широко рассматривается как глубоко оскорбительное и расистское представление. Он использовал макияж – включая искусственные зубы и заклеенные веки – и стереотипный акцент в попытке быть смешным. Этот персонаж существует только для контраста с любовной историей фильма и полностью полагается на вредные и устаревшие этнические стереотипы. Эта роль запомнилась как один из наиболее вопиющих примеров желтого лица в Голливуде, и она нанесла ущерб репутации фильма, который в остальном является любимым.

‘Aloha’ (2015)

Эмма Стоун сыграла роль Эллисон Нг, персонажа, который должен быть на одну четверть китаянкой и на одну четверть гавайкой. Однако, выбор белой актрисы со светлыми волосами и зелеными глазами на роль смешанной расы, коренного жителя Гавайев, вызвал значительный негативный отклик. Фильм рассказывает о путешествии её персонажа в качестве пилота ВВС, исследуя её наследие и отношения с военным подрядчиком. Стоун позже принесла извинения за то, что взяла эту роль, признав более широкую проблему в киноиндустрии, касающуюся представления людей с разнообразным этническим происхождением.

‘Doctor Strange’ (2016)

Тильда Суинтон играет Древнего, персонажа, который изначально был задуман как старик-азиат из Гималаев в комиксах. Фильм изменил персонажа на кельтского мистика, стремясь избежать вредных стереотипов. Однако, некоторые критики посчитали, что это изменение лишило азиатского актёра значительной роли. Игра Суинтон в роли могущественного и мудрого наставника главного героя сильна, но кастинг вызвал дискуссию о том, допустимо ли менять этническую принадлежность персонажа, чтобы избежать стереотипов, даже если это означает исключение актёров этой этнической принадлежности.

‘Ghost in the Shell’ (2017)

Фильм рассказывает о Скарлетт Йоханссон в роли майора Миры Киллиан, солдата с кибернетическими улучшениями, действие которого происходит в футуристической версии Японии. Он основан на популярной японской манге и аниме с персонажем Мотоко Кусанаги. Ключевой сюжетный поворот раскрывает, что мозг персонажа изначально принадлежал японской женщине и был помещен в синтетическое, белое тело – раскрытие, которое вызвало споры. Многие критики утверждали, что выбор Йоханссон на эту роль является явным примером обеления, когда японский персонаж заменяется актрисой европейской внешности, чтобы привлечь более широкую аудиторию.

‘Prince of Persia: The Sands of Time’ (2010)

Я недавно пересмотрел ‘Prince of Persia: The Sands of Time’, и, честно говоря, впечатления смешанные. Джейк Джилленхол неплохо справляется с ролью Дастана, приёмного сына Персидского Царя, брошенного в квест по защите магического кинжала. Визуально это зрелище – множество впечатляющих трюков от Джилленхола и очень качественно воссозданная в цифровом виде древняя Персия. Однако, трудно игнорировать тот факт, что история, действие которой происходит в Иране, имеет преимущественно белый состав актёров. Хотя экшен увлекателен, а игривое взаимодействие с принцессой очаровательно, фильм в конечном итоге кажется упущенной возможностью продемонстрировать ближневосточный талант в огромном масштабе. Предполагалось, что это положит начало франшизе, но этого так и не произошло, и легко понять почему – выбор актёров затмевает всё остальное.

‘Пан’ (2015)

Руни Мара сыграла Тигрову Лилию, воительницу, принцессу коренного американского племени в фильме Pan. Выбор актрисы вызвал споры, поскольку Мара, белая актриса, была выбрана на роль персонажа, изначально написанного как коренной американец. Хотя создатели фильма заявили, что они переосмыслили племя как многоэтническое, многие раскритиковали решение о том, что белая актриса играет такую заметную роль коренного американца. Фильм не был хорошо принят критиками или зрителями, и выбор актрисы стал основным предметом обсуждения вокруг его плохой производительности.

Поделитесь своими мыслями об этих кастингах и их влиянии на историю кино в комментариях.

Смотрите также

2025-12-02 19:48