
Аниме часто использует сатиру, чтобы комментировать политику и общество, затрагивая такие вопросы, как коррупция, недостатки системы и глобальные отношения через юмор и символическое повествование. В то время как большинство шоу выражают эти идеи тонко, некоторые более прямолинейны и столкнулись с цензурой. Эта цензура может варьироваться от незначительных правок, таких как размытие изображений или удаление звука, до полного удаления эпизодов или запрета шоу в определенных странах. Эти действия обычно происходят, когда власти рассматривают контент как бросающий вызов существующему порядку, наносящий ущерб национальной репутации или юридически сомнительный из-за использования защищенного авторским правом материала в комедийных целях. Следующие примеры показывают, как остроумное написание и сильные мнения иногда могут привлечь официальное внимание.
"Просто покупай индекс", говорили они. "Это надежно". Здесь мы обсуждаем, почему это не всегда так, и как жить с вечно красным портфелем.
Поверить в рынок‘Gintama’ (2006–2010)

Эта серия известна своей смелой сатирой над публичными личностями, но столкнулась с проблемами в ‘Арке Ренхо’ (эпизоды 232-236). Сюжет высмеивал Ренхо Мурата, известного японского политика, способом, который телеканалы посчитали слишком чувствительным. В результате эти эпизоды были удалены из более поздних трансляций на AT-X и были отредактированы или вырезаны из потоковых и DVD-релизов. Этот инцидент вызвал дебаты о пределах сатиры в Японии и побудил создателей изменить контент, чтобы избежать потенциальных юридических проблем.
‘Mr. Osomatsu’ (2015)

Первый эпизод этого возрождённого сериала был изъят из обращения, потому что его сатира на индустрию аниме была сочтена слишком резкой. Он высмеивал известные шоу, такие как ‘Attack on Titan’, ‘Sailor Moon’ и ‘Naruto’, а также подшучивал над тем, как продвигаются мужские айдолы. Японские производственные компании беспокоились о проблемах с авторскими правами и негативной реакции со стороны других студий, поэтому они удалили эпизод со стриминговых платформ и не включили его в Blu-ray. Это необычный случай, когда шоу самоцензурирует свой премьерный эпизод, чтобы защитить остальную часть сериала.
‘Hetalia’ (2009)

Шоу использует вымышленных персонажей, чтобы представлять страны и высмеивать их отношения, но его изображение Южной Кореи спровоцировало серьезную международную проблему. Южнокорейские лидеры и люди были глубоко оскорблены действиями персонажа и тем, как он принижал важные исторические вопросы, рассматривая это как оскорбление их стране. Реакция была настолько сильной, что анимированную версию заблокировали для показа на южнокорейском телевидении, и персонажа в основном вырезали из шоу. Эта ситуация подчеркнула, как политические шутки о деликатных исторических темах могут быстро привести к официальной цензуре.
SHIMONETA: A Boring World Where the Concept of Dirty Jokes Doesn’t Exist (2015)

Хорошо, позвольте мне рассказать вам об этом шоу – оно блестяще подрывает устоявшиеся нормы. Вся концепция – это резкий укол в цензуру. Действие происходит в будущем Японии, где все носят ошейники, которые контролируют то, что они говорят и делают, помечая всё ‘непристойное’. Ирония? Аниме само по себе подверглось сильной цензуре во время выхода в эфир! Они буквально заблокировали контент, чтобы соответствовать стандартам вещания, что идеально отражает ограничения, с которыми борются персонажи. Именно этот умный, мета-подход действительно задевает за живое. Оно не просто рассказывает вам о проблемах с чрезмерными ‘моральными’ законами; оно заставляет вас почувствовать их. Это действительно умный комментарий, и честно говоря, он застрял у меня в голове надолго после титров.
‘Kinnikuman’ (1983)

Этот японский аниме о рестлинге был запрещен во Франции из-за использования образов Второй мировой войны в сатирической форме. Персонаж по имени Brocken Jr. был изображен как герой, носящий нацистскую униформу и использующий атаки на основе газа. Создатели намеревались представить это как пародию, а не как поддержку нацистской идеологии. Однако французские власти сочли эти образы разжиганием ненависти и опасались, что они нормализуют нацистскую символику, особенно среди детей. Эта ситуация демонстрирует, как сатира, связанная с чувствительными политическими символами, может быть интерпретирована по-разному в зависимости от истории и культурных норм страны.
‘Excel Saga’ (1999)

Финальная серия, ‘Going Too Far’, была намеренно создана режиссером Синичи Ватанабэ, чтобы расширить границы допустимого на телевидении. Она содержала много насилия, оскорбительной лексики и спорный контент как способ выразить мнение об ограничениях, накладываемых на аниме. В результате, TV Tokyo отказалась транслировать её во время оригинального показа. Позже она была выпущена в качестве бонуса на DVD, став известным примером сатиры, спровоцировавшей цензуру.
‘Psycho-Pass’ (2012)

Этот киберпанк аниме исследует опасности строгого государственного контроля через систему под названием Sibyl, которая отслеживает мысли и чувства людей, чтобы предотвратить преступления до их совершения. Он был запрещен в Китае, вероятно, потому, что система тесно напоминает собственные программы наблюдения и социального кредита Китая. История ставит под сомнение идею обмена личной свободы и приватности на безопасность и порядок. Показывая мир, где правительство решает ценность человека, аниме передает мощное политическое послание, которое было сочтено слишком вызывающим для некоторых правительств.
‘Attack on Titan’ (2013)

Несмотря на то, что это в основном экшн-шоу, оно было запрещено в Китае из-за сюжета о борьбе с нечестным правительством и военными. Сериал рассказывает о молодых солдатах, которые обнаруживают, что их лидеры искажают историю и скрывают правду, чтобы оставаться у власти. Китайские власти посчитали эти темы, связанные с оспариванием власти и юношеским бунтом, вредными и противоречащими общественным ценностям. Запрет указывает на опасения, что изображение в шоу сопротивления власти может побудить зрителей к оппозиции.
‘Code Geass: Lelouch of the Rebellion’ (2006)

Сюжет вращается вокруг принца в изгнании, возглавляющего восстание против могущественной Священной Британской империи, захватившей Японию. Из-за изображения восстания, терроризма и сложных этических вопросов, связанных с насильственными восстаниями, сериал был запрещен в Китае. Главный герой обладает особой способностью под названием Geass, позволяющей ему контролировать других, символизируя, как неограниченная власть может привести к коррупции. Темы шоу о борьбе против угнетающей империи затронули актуальные политические вопросы, что привело к его цензуре.
‘Death Note’ (2006)

Этот захватывающий триллер был запрещен в Китае и России из-за опасений, что он продвигает вредное поведение и ставит под сомнение власть правительства над правовой системой. История сосредоточена вокруг студента, который обнаруживает тетрадь, способную убивать любого, чье имя написано внутри, по сути позволяя ему выступать в роли собственного судьи, присяжного и палача. Чиновники опасались, что идея, лежащая в основе ‘Death Note’, может привести к хаосу и ослабить правовую систему, особенно после того, как было обнаружено, что ученики создают похожие тетради и пишут в них имена учителей. Запрет был направлен конкретно на посыл шоу, предполагающий, что люди должны брать закон в свои руки.
‘Shin Chan’ (1992)

Этот популярный аниме-сериал, известный своим острым юмором и изображением семейной жизни в Японии, часто сталкивался с проблемами с цензурой по всему миру, включая Индию и Китай. Шоу рассказывает о молодом мальчике, который часто ведет себя плохо и не проявляет уважения к взрослым, бросая вызов традиционным ценностям. В 2008 году Индия запретила сериал, назвав его вредным для детей. Запрет был в конечном итоге снят, но только после того, как телекомпания согласилась значительно сократить сцены с обнаженностью и оскорбительными выражениями.
‘Sayonara Zetsubou Sensei’ (2007)

Это быстро развивающийся и острый сатирический взгляд на общество, политику и медиа Японии, который часто использует визуальный юмор для комментирования текущих событий. Сериал умело затрагивал деликатные темы, размывая или закрывая их лицами ассистента автора, Maedax – самоироничная шутка, которая подчеркивала абсурдность цензуры, при этом позволяя шоу освещать спорные вопросы. Это изобретательное решение превратило сам акт цензуры в комедийный элемент.
‘Terror in Resonance’ (2014)

Сериал рассказывает о двух подростках, которые крадут экспериментальную атомную бомбу и совершают нападения в Токио, надеясь раскрыть скрытый правительственный заговор. Он был запрещен в Китае, поскольку, казалось, поддерживал терроризм и резко критиковал японский национализм после войны, а также вмешательство США в дела Японии. Сюжет подразумевает, что радикальные действия могут быть оправданы для встряски общества, которое стало слишком комфортным, сообщение, которое власти посчитали рискованным. Его реалистичное изображение терроризма в городе и идея о том, что правительство не справляется с ситуацией, привели к цензуре в странах со строгими правилами относительно того, что можно показывать.
‘Paranoia Agent’ (2004)

Фильм Сатоси Кона, заставляющий задуматься, исследует, как общество часто запутывается в массовых иллюзиях и избегает решения реальных проблем. Однако восьмая серия оказалась слишком чувствительной для некоторых. В ней группа персонажей весело заключает пакт о том, чтобы покончить с собой, что привело к её цензуре или запрету как в Японии, так и в Соединенных Штатах. Эта серия сатирически изображает, как люди используют общие фантазии, чтобы избежать личных и общественных проблем. Её подавление демонстрирует сложность обсуждения самоубийства, даже когда это делается, чтобы указать на проблемы общества.
‘Panty & Stocking with Garterbelt’ (2010)

Этот сериал вдохновлён американскими мультфильмами, но добавляет к этому ярко выраженный японский стиль игривого, намекающего юмора. Изначально он столкнулся с сильной цензурой на телевидении, когда звуки и изображения блокировались из-за частых сексуальных шуток и изображений. Однако создатели хитроумно спланировали это, превратив саму цензуру в часть комедийного стиля сериала. Он игриво высмеивает контраст между невинной на вид анимацией и зрелыми темами, ставя под сомнение, что считается уместным для телевидения.
‘Kill la Kill’ (2013)

Этот сериал исследует опасности фашизма и утраты индивидуальности, используя одежду и обнаженность в качестве символов. Злодеи стремятся доминировать над миром с помощью чего-то под названием «Life Fibers». Хотя обнаженность предназначена для представления свободы от общественных ожиданий, это привело к цензуре сериала как в США, так и в Японии. Сериал тонко критикует тоталитарные правительства и то, как униформа может стереть личную идентичность. Иронично, но цензура обнаженности фактически скрыла основное послание сериала: стыд — это тактика, используемая репрессивными режимами для поддержания контроля.
‘Detroit Metal City’ (2008)

Этот аниме комично высмеивает как жестокий мир дэт-метала, так и созданный образ поп-идолов. Главный герой на самом деле не любит насилие, но притворяется шокирующим фронтменом метал-группы, чтобы заработать на жизнь. Шоу намеренно использует преувеличенные, шокирующие тексты и диалоги, чтобы высмеять старые страхи, окружающие хэви-метал. Из-за ненормативной лексики и тревожных тем, у него возникли проблемы с распространением, и его пришлось отредактировать для телевидения. В конечном итоге, сериал показывает, как легко кому-то создать дикую сценическую личность ради славы и прибыли, даже если она совершенно отличается от того, кем он является на самом деле.
‘Tokyo Ghoul’ (2014)

Этот темный фэнтезийный сериал столкнулся с запретами в Китае и России из-за своего жестокого насилия и тем, которые некоторые посчитали подстрекающими к социальным беспорядкам. История, в которой фигурируют существа, поедающие человеческую плоть, скрывающиеся среди нас, должна быть символическим представлением сегрегации и того, как ненависть может циклично переходить между группами. Чиновники в странах, где он был запрещен, выразили обеспокоенность по поводу влияния шоу на общественные ценности и его потенциала сделать молодых людей менее чувствительными к насилию. Они также сочли его основное послание о злоупотреблениях властью полицией и дискриминации в отношении меньшинств слишком спорным для публичного просмотра.
‘Akira’ (1988)

Этот новаторский анимационный фильм предлагает резкую критику таких проблем, как государственная коррупция, чрезмерная военная мощь и разочарование молодежи в Токио после Олимпийских игр. Несмотря на широкое признание, он был запрещен в России вплоть до 2021 года, поскольку суды утверждали, что он может негативно повлиять на благополучие детей. Отображение фильма правительства, неспособного контролировать свои собственные действия и теряющего доверие своего народа, продолжает быть мощным политическим посланием. Эта цензура подчеркивает продолжающуюся обеспокоенность по поводу СМИ, которые показывают полный крах государственного контроля.
‘High School of the Dead’ (2010)

Хотя сериал известен своими зомби и привлекательной визуальной составляющей, он был запрещён в Китае из-за контента, который считался сексуально откровенным, и его изображения общества, разваливающегося на части. Сериал рассказывает о студентах, борющихся за выживание во время пандемии, когда правительство и полиция не могут поддерживать порядок. Китайские власти восприняли это изображение некомпетентного руководства и распада общества как угрозу общественным ценностям, демонстрируя, что даже низкобюджетное хоррор-аниме может быть подвергнуто цензуре, если оно ставит под сомнение способность государства защищать своих граждан.
Смотрите также
- Обзор Fiio SR11: доступный сетевой стример с интеграцией Roon
- Подойдет ли Samsung Galaxy S25 к чехлам Galaxy S24?
- Лучшие телефоны Android для студентов 2024 года
- Какой цвет Samsung Galaxy S25 Ultra выбрать?
- 10 лучших чехлов, которые обязательно нужно иметь для вашего нового Samsung Galaxy S25 Ultra!
- Обзор Google TV Streamer: фантастика, но не идеально
- Первые 13 вещей, которые нужно сделать с OnePlus 13
- Какой цвет Galaxy S24 лучший? Мы проверили их все
- Вы использовали все кредиты за этот месяц. Пожалуйста, добавьте больше кредитов для продолжения.
- Вин Дизель показал новый образ из фильма «Риддик: Фурья», и он выглядит потрясающе!
2025-12-18 23:47