20 фильмов, где чернокожие режиссеры разрушили голливудские тропы «белого спасителя»

На протяжении многих лет Голливуд часто рассказывал истории о чернокожих людях через призму «белого спасителя» – белого персонажа, который спасает или помогает чернокожим персонажам, делая эти истории более привлекательными для широкой аудитории. Этот подход часто изображал чернокожих персонажей беспомощными и нуждающимися в спасении. Однако новое поколение чернокожих кинематографистов бросает вызов этому избитому клише. Они создают фильмы, в которых чернокожие персонажи находятся в центре сюжета, демонстрируя их силу, стойкость и полную человечность. Фильмы ниже демонстрируют, как эти кинематографисты берут под контроль свои повествования и меняют способ рассказа историй.

"Просто покупай индекс", говорили они. "Это надежно". Здесь мы обсуждаем, почему это не всегда так, и как жить с вечно красным портфелем.

Поверить в рынок

‘Get Out’ (2017)

Фильм Джордана Пила блестяще разбирает идею о ‘полезном’ союзнике, используя ужас, чтобы показать, как восхищение чернокожими может быстро стать опасным. История заманивает главного героя, Криса, в ужасающую ситуацию, где, казалось бы, дружелюбные белые люди скрывают зловещие намерения. Фильм раскрывает, как современный расизм может быть тонким и замаскированным под вежливость и пустые жесты, заставляя Криса использовать свой собственный интеллект и силу, чтобы выжить.

‘Selma’ (2014)

Фильм Авы Дюверне намеренно подчеркивает лидерство Мартина Лютера Кинга-младшего и работу организаторов движения за гражданские права, а не фокусируется на президенте Линдоне Б. Джонсоне. Многие исторические фильмы приписывают прогресс белым политикам, но этот фильм показывает, как активисты на самом деле двигали эти изменения. Фильм мощно изображает стратегическое мышление и личные жертвы афроамериканского сообщества во время маршей и избегает распространенного тропа о белом спасителе, приходящем на помощь. Вместо этого он подчеркивает силу и коллективную мощь самого движения.

Black Panther’ (2018)

В этом фильме о супергероях режиссёр Райан Куглер умело переворачивает типичную динамику историй с правительственными агентами. Вместо могущественной фигуры, предлагающей помощь, Эверетт Росс нуждается в защите и руководстве со стороны технологически превосходящих Вакандцев. История фокусируется на Т’Чалле и его семье, работающих над решением собственных проблем, независимо от внешнего вмешательства. Этот подход отходит от обычной формулы супергеройских фильмов, которые часто полагаются на западного персонажа, чтобы связать историю с аудиторией.

‘Da 5 Bloods’ (2020)

Фильм Спайка Ли предлагает свежий взгляд на войну во Вьетнаме, ставя в центр истории темнокожих солдат, которые часто оставались незамеченными в традиционных военных фильмах. Сюжет рассказывает о четырех ветеранах, которые возвращаются во Вьетнам, чтобы найти останки своего лидера и некоторое спрятанное золото. Фильм мощно исследует сложную реальность этих солдат, сражающихся за страну, которая не относилась к ним равно. Он бросает вызов обычной формуле военных фильмов, делая темнокожих солдат центральными героями и сосредотачиваясь на их опыте.

‘The Harder They Fall’ (2021)

Джеймс Сэмюэл привносит свежий, энергичный стиль в фильмы о вестернах, полностью сосредотачиваясь на историях чернокожих ковбоев и преступников. Традиционно, голливудские вестерны отодвигали чернокожих персонажей на второй план или давали им второстепенные роли, хотя чернокожие люди были реальной частью Дикого Запада. Этот фильм отходит от этой традиции, позволяя чернокожим персонажам быть главными героями и злодеями, самостоятельно двигающими сюжет. Сэмюэл переосмысливает классические темы вестернов, чтобы подчеркнуть чернокожую независимость и силу.

‘Sweet Sweetback’s Baadasssss Song’ (1971)

Мелвин Ван Пиблз создал этот фильм как независимый ответ на то, как чернокожих мужчин обычно изображали в кино. Главный герой, несправедливо обвиненный нечестной полицией, сопротивляется вместо того, чтобы сдаваться. Он считается началом движения блэксплойтейшн, потому что показал, что зрители жаждут увидеть, как чернокожие персонажи преодолевают несправедливость. Фильм по-прежнему важен сегодня благодаря его смелому решению не беспокоиться о том, чтобы быть принятым или одобренным белой аудиторией.

‘American Fiction’ (2023)

Фильм Корда Джефферсона остроумно критикует тенденцию индустрии развлечений эксплуатировать истории о травмах темнокожих ради прибыли. Он рассказывает о писателе, чья намеренно стереотипная книга неожиданно получает похвалу от белых руководителей как честная и влиятельная. Фильм подчеркивает, как эти руководители и аудитория часто ищут повествования, которые изображают жизнь темнокожих исключительно через призму невзгод и преступности, и как это создает цикл, который трудно разорвать темнокожим художникам.

‘Judas and the Black Messiah’ (2021)

Фильм Шаки Кинга мощно изображает внутренние конфликты внутри партии «Чёрная пантера», одновременно раскрывая вредоносные действия ФБР. Он заметно избегает распространенного тропа в виде сочувствующего белого персонажа в правоохранительных органах. Фред Хэмптон показан как сильный лидер, чья работа по помощи сообществу бросала вызов существующей властной структуре. Фильм сохраняет фокус на сложных отношениях между О’Нилом и Хэмптоном, делая их центральными для сюжета.

‘Нет’ (2022)

Новый фильм Джордана Пила исследует забытую историю чернокожих исполнителей в раннем кинематографе, в частности, первого киномеханика. Братья и сестры Хейвуд пытаются самостоятельно задокументировать НЛО, беря дело в свои руки. Пила также предлагает критику привычки индустрии развлечений извлекать прибыль из трудных переживаний, игнорируя при этом вклад тех, кто работает за кулисами. На протяжении всего фильма персонажи сталкиваются с опасной ситуацией без помощи ученых или военных.

‘Malcolm X’ (1992)

Спайк Ли был полон решимости снять правдивый фильм о Малкольме Икс, сохранив силу и честность его послания. Фильм рассказывает о жизни Малкольма, показывая его трансформацию из молодого преступника в уважаемого лидера, не смягчая его убеждений ради более широкой аудитории. Ли постоянно подчеркивает важность самодостаточности и гордости чернокожих, и он убедился, что история была рассказана напрямую, без размывания или представления через предвзятую перспективу.

‘Mudbound’ (2017)

Ди Риис создала мощный и тревожащий фильм о двух семьях на Юге, в эпоху законов Джима Кроу, и больше всего меня поразило то, как она относится к обеим семьям с одинаковым вниманием – чернокожая семья присутствует не только для поддержки истории белых персонажей. Мы следим за Ронселом Джексоном, героем войны, который возвращается домой и сталкивается с жестоким расизмом, и это непростой фильм для просмотра. Мне особенно понравилось, что Риис не предлагает простых ответов и не освобождает белых персонажей от ответственности за их действия. Это фильм, который остаётся с тобой, и это справедливо так.

‘Candyman’ (2021)

Ниа ДаКоста предлагает свежий взгляд на классического злодея в жанре хоррор, углубляясь в историческую травму и перемещение, которые сформировали его происхождение. Вместо постороннего наблюдателя, история теперь рассказывается глазами чернокожего художника внутри пострадавшего сообщества. ДаКоста изображает персонажа не только как пугающую фигуру, но и как продукт расового насилия, возвращая историю, чтобы противостоять непреходящей боли линчевания.

‘Harriet’ (2019)

Фильм Каси Леммонс изображает Харриет Табмен не как беспомощную жертву, а как храбрую и вдохновлённую божественным героем. Он подчёркивает её храбрость, физическую силу и продуманное планирование, когда она ведёт себя и других к свободе. Фильм намеренно преуменьшает вклад белых аболиционистов, чтобы подчеркнуть собственную силу и инициативу Табмен, прославляя её непоколебимую решимость перед лицом огромных трудностей.

‘Sorry to Bother You’ (2018)

Фильм Бутса Райли предлагает странный и заставляющий задуматься взгляд на капитализм и то, как люди меняют свою речь, чтобы вписаться в рабочую среду. Главный герой обнаруживает, что может преуспеть в своей работе по телемаркетингу, только если использует ‘белый голос’. Благодаря преувеличенной комедии фильм показывает, как компании заставляют людей соответствовать и эксплуатируют работников. Он также ставит под сомнение представление о том, что сближение с властью автоматически приведет к безопасности или достижениям.

‘The Woman King’ (2022)

Фильм Джины Принс-Байтвуд рассказывает историю аджоджи, воинского отряда, состоящего исключительно из женщин, из Королевства Дагомея – темы, редко затрагиваемой в Голливуде. Фильм подчеркивает прочную связь между этими женщинами и их строгую подготовку в качестве солдат. Возглавляемые Вайолой Дэвис, они сражаются, чтобы защитить свое королевство от европейских колонизаторов и других могущественных врагов. Фильм фокусируется на внутренней динамике и силе африканского королевства, а не на точке зрения посторонних.

‘Fruitvale Station’ (2013)

Фильм Райана Куглера предлагает глубоко личный и чуткий портрет последнего дня Оскара Гранта III, избегая эксплуататорских изображений насилия до неизбежного, трагического конца. Он бросает вызов типичному освещению в СМИ, которое часто изображает чернокожих жертв полицейского насилия как преступников, вместо этого сосредотачиваясь на человеческой цене потери и заставляя зрителей столкнуться с трагедией оборванной жизни, а не просто цифры.

‘Boyz n the Hood’ (1991)

Фильм Джона Синглтона предложил реалистичное и честное изображение жизни в Южном Центральном Лос-Анджелесе, бросая вызов распространенным заблуждениям. Он мощно изображает борьбу отца, чтобы вырастить своего сына в трудной среде, отмеченной пренебрежением и насилием. Вместо того, чтобы полагаться на внешнего героя для решения проблем, фильм фокусируется на отношениях и проблемах внутри самого сообщества и изображает своих персонажей с достоинством, не стремясь к сочувствию.

‘Love & Basketball’ (2000)

Фильм Джины Принс-Байтвуд предлагает свежий взгляд на романтику, сосредотачиваясь на стремлениях чернокожей спортсменки. Моника так же стремится к успеху в своей карьере, как и в личной жизни. В отличие от многих подобных историй, он не опирается на троп о белом персонаже, помогающем спортсмену из неблагополучного района добиться успеха. Вместо этого фильм одинаково подчеркивает чёрную любовь и достижения.

‘Moonlight’ (2016)

Барри Дженкинс представляет мощное и личное исследование того, что значит быть чернокожим мужчиной, рассказанное исключительно с чернокожей точки зрения. Фильм рассказывает о Чироне, который познаёт себя в мире, где нет белых людей. Это освежающее отступление от историй, которые обычно полагаются на белых персонажей, чтобы продвигать сюжет или предлагать решения, вместо этого полностью сосредотачиваясь на внутреннем мире Чирона и его связях с другими.

‘Us’ (2019)

Фильмы Джордана Пила используют хоррор, чтобы исследовать вопросы власти и социального класса, но не фокусируясь напрямую на расе. В его фильме семья Уилсонов сталкивается с ужасающей борьбой за свою жизнь, когда сталкивается со своими собственными дубликатами. Важно отметить, что Пил переворачивает обычный троп фильмов ужасов, в котором чернокожие семьи первыми становятся жертвами – вместо этого он изображает их как обычную американскую семью, борющуюся за выживание в необычайной кризисной ситуации.

Расскажите нам в комментариях, какой из этих фильмов оказал на вас наибольшее влияние.

Смотрите также

2025-12-26 04:17