На время отложите вашу любимую стриминговую платформу, забудьте о возрождении дорогих виниловых пластинок и не обращайте внимания на возвращение компакт-дисков (и даже кассет), пока что. На мой взгляд, самым замечательным музыкальным форматом когда-либо изобретённым является МиниДиск.
В 1992 году, в период перехода от виниловых пластинок к продажам компакт-дисков и начала эры MP3, компания Sony успешно разработала портативную аудиотехнологию за двадцать лет до того, как цифровые загрузки и стриминговые сервисы захватили рынок.
MiniDisc, часто сокращенно ‘MD’, представлял собой смелый шаг вперед. Это был компактный диск диаметром 64 мм в защитном корпусе, предлагающий качество звука сопоставимое с CD, но меньших размеров, чем стопка стикеров.
Происходящий из Японии, минидиск Sony использовал технологию сжатия звука под названием ATRAC (Адаптивное трансформирующее акустическое кодирование), которая уменьшала размер данных при минимальном снижении качества звучания. Благодаря этому цифровая аудиозапись могла быть размещена в компактном формате без значительной потери качества.
Для меня, как для молодого слушателя, это ощущалось как магия — цифровое качество, которое не было обременено CD-дисками и в то же время предоставляло возможность записывать, редактировать и реорганизовывать треки так же легко, как с магнитной лентой, но при этом обеспечивало непревзойденную точность и скорость.
Абсолютно верно, у вас была свобода создавать свои собственные цифровые микстейпы. Это было по-настоящему вдохновляюще — вводить названия плейлистов и песен с помощью джойстика, который отображал их на ЖК-экране во время воспроизведения музыки.
Ты ещё не познал жизнь полностью, если смог найти настоящую живую запись ирландского драм и басс-вечеринки, сделанную в прямом эфире на LimeWire, а затем сохранить её на одном из тех компактных музыкальных наклеек Sony.
Не все было создано самостоятельно или эксклюзивно для Sony. Аналогично другие бренды, такие как TDK, JVC, Sharp и Maxell, также присоединились к этой сцене. Ранее известные артисты, включая Майкла Джексона, Мадонну, Мэрайю Кэри, Massive Attack и многих других, не начинающихся на ‘M’, выпустили предварительно записанные альбомы на MiniDisc.
Компактный размер Минидиска был радостью для ритейлеров и владельцев музыкальных магазинов. Вместо необходимости в больших коммерческих помещениях для обширных коллекций пластинок они могли легко разместить большинство популярных релизов, включая некоторые подпольные бутлегированные версии, на площади, не превышающей размера табачной лавки.
Настоящая радость заключалась в самом комплекте. Это была не только свежая, высококачественная Hi-Fi система для дополнения вашей коллекции, но и портативные плееры различных дизайнов, размеров и оттенков. Так вы могли продемонстрировать свой уникальный стиль с помощью устройства, достаточно компактного, чтобы удобно помещаться в кармане. Что касается автомобильных стереоголовных устройств, они действительно были доступны, предоставляя свободу выбора бренда.
Каждые выходные я усердно откладывал деньги от субботней работы и смог убедить отца заключить договор на покупку исключительно красивого синего кассетного плеера Sony MZ-R50 в магазине B&B Hi-Fi в Ридинге, который действительно был впечатляющим.
Стоя за стойкой, окруженный стеклом, я ощутил себя вновь разыгрывающим культовую сцену с Fender Stratocaster из фильма ‘Мир Уэйна-2’ (1994), но на этот раз без такого же количества фламандских локонов. За здоровье, старик!
Несколько лет назад моя сестра, жившая в Токио, купила себе изящное серебряное Panasonic SJ-MJ75, вместе с японской упаковкой, которая сразу же добавляла крутой стиль. Она была не только меньше половины размера Sony и едва превышала по размеру MiniDisc, но даже сегодня я поражаюсь ее легкости.
86 граммов весит только половина веса iPhone 15 благодаря своему магниевому корпусу. Особенностью стала встроенная дистанционная панель управления, которая могла переключаться между режимами подсветки и прозрачности. В 1997 году это устройство казалось волшебством.
Неожиданно, но именно тогда коллекция минидисков начала быстро расширяться. В подростковом возрасте я снова оказался финансово ограниченным, однако желание улучшить свою коллекцию было настолько сильным, что добавил деку Technics SJ-HD501 к уже имеющемуся комплексу Technics SC-81 Mini System с имитацией деревянной текстуры для дополнительного шика.
Первоначально моя стереосистема Alpine MD-A7763J была установлена в моем автомобиле Vaillant Nova, который я приобрел у человека неопрятного вида, проживающего в печально известном опасном районе Басингстоука. К сожалению, стереосистема вышла из строя вскоре после установки. Я решил не возвращаться туда снова.
После того как я оказался банкротом в третий раз, я позволил себе покупку современного Pioneer MEH-9100R (как показано на видео выше). Оснащенный органическим электролюминесцентным дисплеем, автоматически колеблющейся передней панелью и графикой гоночного автомобиля, предназначенной исключительно для ценителей стиля. После еще одного исчерпания ресурсов я решил инвестировать в абсолютно новый Pioneer MEH-9100R (как продемонстрировано в вышеупомянутом видео). Этот экземпляр также имеет органический электролюминесцентный дисплей, автоколеблющуюся переднюю панель и графику гоночного автомобиля, созданную специально для тех, кто ценит изысканный вкус.
Для человека, одержимого MiniDiscs, цифровой оптический кабель TO SLINK оказался незаменимым. Он был необходим, поскольку обеспечивал безпроблемную, высокоточную передачу цифрового аудио без потерь между устройствами – например, от звуковой карты компьютера к записывающему устройству MiniDisc.
Как меломан, я ценю, что это устройство сохраняет оригинальное качество звука без ухудшения, в отличие от традиционных аналоговых соединений, которые могут привнести нежелательный шум или потерю сигнала. Для домашнего использования и профессиональной записи критически важно иметь точные записи и воспроизведение. Именно это предлагает MiniDisc благодаря своему цифровому формату.
Исключительное качество MiniDisc основывалось на его адаптивности и привлекательности. В отличие от обычных компакт-дисков, которые пропускали треки даже при малейшем толчке, MiniDisc были прочными и имели механизмы защиты от ударов, что делало их идеальными для портативного прослушивания музыки. В отличие от перезаписываемых CD-R или кассетных лент с их постоянными записями или фоновым шумом, эти мини-дисковые диски позволяли мне свободно перезаписывать старые миксы.
Маленькие диски, украшенные красочными корпусами и оснащенные механическими затворами, выглядели как настоящие сокровища; они также способствовали развитию творчества. Запись живых выступлений или радиопередач была простой, а редактирование треков в режиме реального времени напоминало работу на студийной консоли. Японские журналисты оставались верными этому формату, рассматривая его как надежный твердотельный записыватель, до 2010-х годов.
Несмотря на первоначальную яркость MiniDisc, в конечном итоге столкнулся с трудностями. Проблемы начались почти сразу после его появления, преимущественно из-за времени выпуска, стоимости и конкуренции. В 1992 году проигрыватели MiniDisc были довольно дорогими: отдельные устройства стоили сотни фунтов, а пустые диски продавались по цене от 5 до 10 фунтов каждый. Это было серьезным препятствием, учитывая, что CD уже стали доступными, а кассеты в то время были невероятно дешевыми.
1998 год стал важным поворотным моментом с появлением феномена MP3. Одно из самых ранних портативных устройств для воспроизведения MP3, Diamond Rio PMP300, было представлено публике, а к 2001 году Apple’s iPod изменил концепцию мобильного аудио.
MP3-файлы были бесплатными (при незаконном получении) и могли бесконечно делиться без необходимости в физическом носителе. Сначала я колебался из-за непривлекательного дизайна MP3-плееров, а также потому что iPod был тяжелым. Кроме того, наличие тысячи песен только усложняло процесс принятия решений, что в конечном итоге уменьшало удовольствие.
В Японии компании Sony и Sharp активно продвигали формат MiniDisc, который пользовался успехом вплоть до начала 2000-х годов. Однако на западном рынке поддержка этого формата снизилась: торговые точки вроде HMV в Великобритании предпочитали MP3-плееры вместо него. Появление Hi-MD в 2004 году было попыткой возродить формат, но это произошло слишком поздно — к тому моменту жесткие диски и флеш-память стали более доступными и удобными.
К 2011 году Sony прекратила производство плееров для MiniDisc. А в 2013-м были выпущены последние партии пустых дисков MiniDisc для продажи.
Энтузиасты продолжают обмениваться Минидисками на eBay, в то время как уникальный рынок Японии сохраняет свою актуальность. Независимые лейблы и музыканты регулярно выпускают эксклюзивные Минидиски для коллекционеров, которые зачастую узнают о таких релизах через Bandcamp или мероприятия MiniDisc Day. Однако маловероятно, что возрождение интереса к Минидискам достигнет уровня популярности CD, кассетных магнитофонов или виниловых пластинок в будущем.
Падение формата MiniDisc было вызвано не столько проблемами с качеством; скорее, причиной стали трудности с его экосистемой и временем выхода на рынок. Сильная ориентация Sony на проприетарные технологии вызвала отчуждение среди пользователей, а формат столкнулся с трудностями в поддержании конкурентноспособности по сравнению с пользовательскими цифровыми аудиофайлами.
Несмотря на то что он больше не существует, МиниДиск оставил глубокое впечатление. Он послужил связующим звеном между аналоговыми и цифровыми технологиями, продемонстрировав возможность портативного, редактируемого и высококачественного аудио. Влияние этого устройства можно увидеть в современной культуре стриминга и плейлистов — каждый список песен в Spotify признает свою зависимость от инновационных возможностей редактирования треков МиниДиска.
После того как я пережил это, испытал на себе и даже обладаю сувениром из этого события, моя жизнь стала богаче благодаря этой встрече.
Смотрите также
2025-06-13 13:09